В первой части этой статьи я рассказывала о росписи лица антикварных будуарных кукол. Поэтому, если вы еще не читали, советую начать изучение этого вопроса именно с нее.
В прошлый раз мы разобрались, как в основном выглядела роспись лица текстильных будуарных кукол 1920-1930 годов прошлого века. А сегодня я расскажу, какие краски для росписи использовали художники.
Итак, что касается красок. Я поделюсь своими предположениями, покажу в примерах и объясню, почему я думаю именно так, а не иначе. А вы уже сами делайте выводы и исследуйте этот вопрос кому интересно.
Масляные краски.
Масляные краски состоят из окрашивающих пигментов и масла, являющегося связующим компонентом и одновременно разбавителем. Из-за воздействия воздуха оно окисляется и полимеризуется, обеспечивая высыхание краски. На поверхности красочного слоя образуется тонкая защитная пленка. Она имеет блеск. Хотя, если добавить чуть больше разбавителя, то краски приобретают матовость и быстро сохнут.
Акварель.
«Акварель – живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов» — википедия.
Гуашь.
Гуашь — вид клеевой водорастворимой краски, более плотный и матовый, чем акварель. Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции, хотя техника создания этой краски значительно старше — она использовалась в Европе в средние века.
Расцвет техники гуаши приходится на конец XIX — начало XX века. В России художники писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества.
Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придаёт гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвета несколько выбеливаются. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере. Художественная гуашь отличается от плакатной большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью. Также художественная гуашь более светостойкая и долговечная.
Темпера.
«Темпера — водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Темперные краски — одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV—XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи» — википедия.
Акрил.
«Акриловые краски — водно-дисперсные краски на основе полиакрилатов, а также их сополимеров в качестве пленкообразователей» — википедия. Акриловые краски при высыхании становятся темнее. Акрил не требует закрепления закрепителями и лаками, имеет свойство образовывать плёнку, смываемую после высыхания только специальными растворителями.
Создателями первой такой краски считаются американцы Сэм Голден и Леонард Бокур. Технологии использования акриловых смол появились еще в 1934-м, а за разработку красок, Бокур и Голден взялись лишь в 1940-х. В полной мере разработка была доведена до ума лишь к 1960-му.
Какими красками делали роспись лица антикварной будуарной куклы?
Мои предположения.
Итак, какой вывод напрашивается сам собой:
Масляные краски — скорее да, чем нет. Но меня смущает несколько моментов, масло может разойтись жирным ореолом на ткани, так же оно имеет блеск и долго сохнет. Это не как не вяжется с той росписью, которую я вижу на своих антикварных будуарных куклах с текстильным лицом. Так же масло не смывается водой. Но безусловно масляные краски использовали для росписи разных текстильных кукол в это время.
Акварель — скорее всего не использовали, потому что она слишком жидкая и при соприкосновении с тканью начинает расползаться в стороны, что дает ореол и неаккуратность в росписи.
Гуашь – да. Именно гуашью делали роспись. Объясню, почему я так уверенно говорю об этом, и что конкретно подтверждает мои выводы:
- матовая основа росписи
- хорошая укрывистость поверхности ткани
- смывается водой
Гуашь подходит по всем параметрам росписи. Быстро сохнет, хорошо ложится, консистенция густая, что не дает краске растекаться.
Чтобы сделать выводы и подтвердить их, за основу своего исследования я взяла идеально сохранившуюся антикварную будуарную куклу. Изучала ее роспись под увеличительным стеклом. Если внимательно посмотреть на роспись глаз, то очень хорошо видно, что белок глаза матовый, а радужка блестит.
И если прикоснуться чуть влажной ватной палочкой к белку глаза, то краска остается на палочке. Что свидетельствует о том, что краски для росписи лица текстильной будуарной куклы были водорастворимые. А радужка просто напросто покрыта лаком. Именно он и дает блеск.
Темпера – возможно да.
Акрил – нет. Потому что акриловые краски появились намного позже будуарных кукол.
Вот собственно и все, что касается красок для росписи лица текстильных антикварных будуарных кукол.
Если есть вопросы или возражения, пишите в комментариях, все обсудим.
Ирина, в прошлой части вы писали, что румяна и тени наносились , вероятно, при помощи аэрографа. Вы то же так расписываете или пастель применяете?
Галина, все было бы намного проще, если возможно было использовать сухие красители, такие как пастель или матовые румяна. Но, к сожалению, они осыпаются. Поэтому да, я использую аэрограф.
where can i get the face mold
The doll face mask can still be found for sale on eBay. If you are asking about the original metal mold for making doll heads, then unfortunately it is difficult to find. I think it was lost.