В первой части этой статьи я рассказывала о росписи лица антикварных будуарных кукол. Поэтому, если вы еще не читали, советую начать изучение этого вопроса именно с нее.
В прошлый раз мы разобрались, как в основном выглядела роспись лица текстильных будуарных кукол 1920-1930 годов прошлого века. А сегодня я расскажу, какие краски для росписи использовали художники.
Итак, что касается красок. Я поделюсь своими предположениями, покажу в примерах и объясню, почему я думаю именно так, а не иначе. А вы уже сами делайте выводы и исследуйте этот вопрос кому интересно.
Масляные краски.
Масляные краски состоят из окрашивающих пигментов и масла, являющегося связующим компонентом и одновременно разбавителем. Из-за воздействия воздуха оно окисляется и полимеризуется, обеспечивая высыхание краски. На поверхности красочного слоя образуется тонкая защитная пленка. Она имеет блеск. Хотя, если добавить чуть больше разбавителя, то краски приобретают матовость и быстро сохнут.
Акварель.
«Акварель – живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов» — википедия.
Гуашь.
Гуашь — вид клеевой водорастворимой краски, более плотный и матовый, чем акварель. Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции, хотя техника создания этой краски значительно старше — она использовалась в Европе в средние века.
Расцвет техники гуаши приходится на конец XIX — начало XX века. В России художники писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества.
Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придаёт гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвета несколько выбеливаются. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере. Художественная гуашь отличается от плакатной большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью. Также художественная гуашь более светостойкая и долговечная.
Темпера.
«Темпера — водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Темперные краски — одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV—XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи» — википедия.
Акрил.
«Акриловые краски — водно-дисперсные краски на основе полиакрилатов, а также их сополимеров в качестве пленкообразователей» — википедия. Акриловые краски при высыхании становятся темнее. Акрил не требует закрепления закрепителями и лаками, имеет свойство образовывать плёнку, смываемую после высыхания только специальными растворителями.
Создателями первой такой краски считаются американцы Сэм Голден и Леонард Бокур. Технологии использования акриловых смол появились еще в 1934-м, а за разработку красок, Бокур и Голден взялись лишь в 1940-х. В полной мере разработка была доведена до ума лишь к 1960-му.
Какими красками делали роспись лица антикварной будуарной куклы?
Мои предположения.
Итак, какой вывод напрашивается сам собой:
Масляные краски — скорее да, чем нет. Но меня смущает несколько моментов, масло может разойтись жирным ореолом на ткани, так же оно имеет блеск и долго сохнет. Это не как не вяжется с той росписью, которую я вижу на своих антикварных будуарных куклах с текстильным лицом. Так же масло не смывается водой. Но безусловно масляные краски использовали для росписи разных текстильных кукол в это время.
Акварель — скорее всего не использовали, потому что она слишком жидкая и при соприкосновении с тканью начинает расползаться в стороны, что дает ореол и неаккуратность в росписи.
Гуашь – да. Именно гуашью делали роспись. Объясню, почему я так уверенно говорю об этом, и что конкретно подтверждает мои выводы:
- матовая основа росписи
- хорошая укрывистость поверхности ткани
- смывается водой
Гуашь подходит по всем параметрам росписи. Быстро сохнет, хорошо ложится, консистенция густая, что не дает краске растекаться.
Чтобы сделать выводы и подтвердить их, за основу своего исследования я взяла идеально сохранившуюся антикварную будуарную куклу. Изучала ее роспись под увеличительным стеклом. Если внимательно посмотреть на роспись глаз, то очень хорошо видно, что белок глаза матовый, а радужка блестит.
И если прикоснуться чуть влажной ватной палочкой к белку глаза, то краска остается на палочке. Что свидетельствует о том, что краски для росписи лица текстильной будуарной куклы были водорастворимые. А радужка просто напросто покрыта лаком. Именно он и дает блеск.
Темпера – возможно да.
Акрил – нет. Потому что акриловые краски появились намного позже будуарных кукол.
Вот собственно и все, что касается красок для росписи лица текстильных антикварных будуарных кукол.
Если есть вопросы или возражения, пишите в комментариях, все обсудим.
Ирина, в прошлой части вы писали, что румяна и тени наносились , вероятно, при помощи аэрографа. Вы то же так расписываете или пастель применяете?
Галина, все было бы намного проще, если возможно было использовать сухие красители, такие как пастель или матовые румяна. Но, к сожалению, они осыпаются. Поэтому да, я использую аэрограф.