В одной из своих прошлых статей, рассказывая о технологии изготовления головы будуарной куклы, я обещала рассказать отдельно про роспись лица куклы. Думаю самое время это сделать, потому что после того как объемная маска кукольного лица готова, ее сначала расписывали, а уже потом делали из нее голову будуарной куклы. Расскажу, почему именно такая последовательность, а не другая.
Сразу поясню, что в этой статье я буду рассказывать только о французских будуарных куклах с головой из ткани. И это не МК по росписи кукольного лица! А информация для размышления. Итак, начнем.
У большинства будуарных кукол с тканевым лицом и у некоторых композитных были пушистые ресницы. Их вставляли в прорези над глазами.
У французских будуарных кукол чаще всего они были из шерсти или шелковых нитей. И именно поэтому вначале нужно было сделать роспись лица куклы. Затем сделать прорези над глазами в нужном месте, исходя из задумки. И только потом вставить в них ресницы и закрепить изнутри. И только теперь можно приступать к изготовлению головы. Так же ресницы могли быть частью росписи кукольного лица и просто были нарисованы.
Встречаются так же варианты когда верхние ресницы объемные, а нижние рисованные.
Вообще над росписью лица будуарной куклы трудились особо тщательно: румянились щеки, подводились глаза, красились алой краской губы.
Как правило, макияж будуарных кукол был в стиле «смоки айс». Темные тени, очень выразительно выделяющие глаза. Предполагаю, что тени и румяна наносились с помощью аэрографа. Взгляд, направленный в сторону, иногда опущенные веки, все это придавало образу будуарной куклы загадочность и тайну.
Мастерство художников зачастую было настолько высоким, что роспись лица будуарной куклы делалась в одно касание. Если присмотреться к линии бровей, то явно видно, что это одно непрерывное движение кисти. То же самое и с глазами. Зрачок, блик на радужке, все это делалось с первого мазка без отрыва кисти.
Самым распространенным цветом глаз был голубой и коричневый. Но так же встречались и зеленые, и синее, и светло коричневые.
Как я уже сказала, взгляд кукол чаще всего был направлен в сторону. Но и «прямо смотрящие» куклы тоже встречаются. Очень красивая и редкая будуарная кукла с полуопущенными веками. Ее взгляд такой томный и расслабленный. Она как будто дает понять, что знает себе цену. В уголках глаз, около переносицы ставили точки таким же цветом, которым расписывались и губы и обозначались ноздри.
Губы были в основном алые.
Хотя была и более нежная роспись розоватыми оттенками. Хотя это может быть всего лишь результат выцветания пигмента алой краски. Ведь антикварным будуарным куклам около ста лет.
Намного реже встречаются куклы с открытым ртом с зубами и улыбкой. Большая удача найти такую куклу.
Нос (ноздри) обозначался двумя точками тем же цветом, что губы и уголки глаз. Хочу сказать, что не всегда точки точно попадают в отверстия ноздрей. Это говорит лишь о том, что будуарные куклы были очень востребованы и производство было быстрым и поточным.
На самом деле, не всегда возможно точно сказать, красками какого цвета делалась роспись лица будуарных кукол в оригинале. Почему? Потому что, как я уже упомянула выше, очень часто куклы сидели на солнце и их роспись и одежда очень сильно выгорали. Возможно, изначально губы у этих двух кукол тоже были розовые. Но мы, к сожалению, об этом можем только догадываться.
А это один из моих экспериментов и моя роспись кукольного лица. Одна голова стала куклой, вторая голова так и осталась экспериментальной.
О том, какими красками для росписи лица будуарных кукол пользовались художники, я расскажу во второй части.
Чтобы ничего не пропустить подписывайтесь на новости внизу страницы.
Удивительные куклы! Ваша роспись абсолютно схожа со старинной. Ирина, а брови и подводка глаз всегда были черными, коричневые не делали?
Галина, спасибо, но роспись моих кукол с последней фотографии не сильно схожа, я перестаралась с тенями, но я это сделала сознательно, очень уж хотелось сделать выразительными глаза))).Теперь отвечу на Ваши вопросы. Конкретно у французских кукол такого типа я не встречала другой цвет бровей и подводки. Предполагаю, что делали только черным цветом. Меня это тоже поначалу удивляло, например блондинка, с коричневыми ресницами и черными бровями. Как то в нашем понимании не логично, хочется, чтобы ресницы и брови были одного цвета. Но они тогда об этом полагаю, не думали. На куклах делались просто деньги. И это касается не только росписи. Когда я буду рассказывать о теле, руках и ногах, я наглядно покажу это. Поэтому к чему сложности с выбором цвета бровей)). Будуарная кукла, когда она уже стала широко известна и популярна, это поточное производство, а не единичная художественная кукла, какой она была в самом начале пути.
С удовольствием и нетерпением буду ждать продолжения ваших публикаций.
Ирина,всякий раз с замиранием сердца всматриваюсь в эти безмятежные лица.Полагаю,что светлые волосы как раз и усиливали спокойствие и мягкость будуарных кукол.Всё-таки чёрный цвет придаёт некоторую жёсткость,вступает в противоречие с образом.Хотелось бы узнать Ваше мнение об этом.
Елена.
Елена, тут я с Вами не соглашусь. Лично мне нравятся и брюнетки. Они более выразительные на мой взгляд. Посмотрите на женщин 20-30 годов, на черно белые фотографии. Брюнеток было очень много.
А безмятежность и спокойствие достигается за счет образа в целом, в частности за счет полуопущенных век и расслабленной позы. Но цвет волос это всего лишь дело вкуса))), кому что ближе.
Чисто случайно наткнулась на ваши странички… И замерла какая ж красота! И вы Ирина какая молодец, я просто вам завидую белой завистью, вы прикоснулись к такому чему то запаведанному, что мне даже и не снилось. Я конечно уже в приклонных летах, но я больна просто куклами. Сама практически не делаю у меня мало, что получается, а вот посмотреть люблю. Да делать тоже очень хотелось бы, но… Но тут такой клад, что меня тронул за самое сердце. И в связи с этим у меня вопрос, а как же затылок и задяя часть плеч? Я когда то пробовала лет 20 тому назад что то подобное, но у меня ни чего не вышло я делала маску с кукольной головы, нос вообще не получился таким каким хотелось бы. Простите немного вас отвлекла. Я в восторге!
Татьяна, спасибо. Я расскажу отдельной статьей про то, о чем Вы спрашиваете. Но могу сказать, что при открытых плечах у антикварных будуарных кукол, голова и плечи формовалось отдельно друг от друга.
Ирина, а можно записаться к Вам на мастер класс?
Наталья, я не даю мастер классы.