История антикварной будуарной куклы от коллекционера Патрисии Брилл.

Эта статья перевод с английского языка. Серьезный коллекционер будуарных кукол Патрисия Брилл (Patricia Brill) любезно разрешила перевести эту статью для русскоговорящей аудитории, интересующейся историей антикварной будуарной куклы. У Патрисии не только большая коллекция кукол, но и очень информативный сайт Boudoir Doll Salon на английском языке. Рекомендую ознакомиться даже тем, кто не знает английского языка. На сайте очень много фотографий редких  будуарных кукол из коллекции Патрисии и ее друзей.

История будуарной куклы.

Жаркие споры вокруг будуарной куклы не утихают до сих пор, хотя, казалось бы, за сто лет своего существования – а для кукол это немалый срок – она заслужила право на уважительное к себе отношение. К сожалению, все не так просто.

антикварные будуарные куклы

Коллекционеров будуарных кукол по сравнению с другими собирателями старинных и винтажных кукол – капля в море. И хотя количество их постоянно растет, однако до сих пор, когда речь заходит о будуарной кукле, нередко случается наткнуться на непонимающий взгляд даже профессионального антиквара.

Серьезных коллекционеров, к когорте которых принадлежу и я, очень расстраивает, что эти утонченные красотки в стиле арт-деко остаются в тени забвения. А ведь было время, когда будуарная кукла не только находилась в зените славы, но и символизировала свободу – свободу, вкус которой американские женщины впервые распробовали после Первой мировой войны. Получив право голоса, женщины принялись исследовать распахнувшиеся перед ними новые горизонты во всех сфера жизни: в моде, образовании, работе, сексуальном поведении. Наступивший «век джаза» – век раскованности и безрассудства – вызволил женщин из оков чопорной скованности Эдвардианской эпохи. Долой длинные волосы, полностью закрывающие платья, высокие каблуки! Современная женщина выбирает короткие стрижки, платья свободного кроя, туфли на плоской подошве и – румяные коленки[1]! Новомодные «ветреницы» и «сумасбродки» нарушали всевозможные табу и ночи напролет танцевали чарльстон. Они танцевали, курили, пили алкоголь и жили на полную катушку. Однако одно дело – выглядеть и вести себя, как капризная и озорная «дрянная» девчонка, и совсем другое – быть ей,  путаясь со всеми подряд. Второе далеко не всегда вытекало из первого, особенно в те годы, годы господства двойной морали.

Женщины, околдованные кинематографом, мечтали о сказочной, полной приключений жизни. Кино манило и притягивало, захватывающая жизнь пленительных кинозвезд кружила головы наивных американских зрителей.

будуарная кукла JxB

В будуарной кукле женщины увидели олицетворение любимых актрис и захотели хотя бы в таком виде привнести немного романтики и фантазии в свои жизни. Куклу с гордостью выставляли в домах, особенно в спальнях: ее присутствие приятно щекотало нервы, изображая собой все то, что считалось пикантным, неприличным, даже порочным. Куклы были необычайно мягкими, приятными на ощупь; нетрудно представить себе, как какая-нибудь «ветреница» и «сумасбродка» забавляется с подобной куклой: усаживает ее в различные позы, крепко обнимает, поверяет на ушко будуарной подружке все свои секреты и тайны. Сохранилось множество открыток (не совсем пристойного содержания), на которых обольстительные прелестницы позируют вместе с будуарными куклами. Также небезынтересно отметить, что во многих фильмах 1920-х и 1930-х годов будуарная кукла используется в качестве декора спален так называемых «падших» женщин. Возникает вопрос: а не оказала ли подобная сексуальная отсылка медвежью услугу репутации будуарной куклы? Возможно, именно поэтому будуарную куклу долгое время рассматривали как нечто безнравственное и зазорное.

В самом начале, когда куклы только-только появились в Европе, их называли авторскими куклами, салонными куклами, иногда французскими куклами. Считается, что моду на будуарных кукол ввел французский дизайнер Поль Пуаре, однако первые куклы, которых можно было приобрести любому желающему, появились на торговой ярмарке, открывшейся во Франции сразу после Первой мировой войны в целях поддержания пошатнувшейся экономики страны. Это событие документально подтверждено статьей в журнале Femmina; в ней говорится о необыкновенной выставке изделий ручной работы, выполненных русскими аристократами, эмигрировавшими в Париж. Автора статьи потрясло и ошеломило качество и изящество представленных изделий. Особый восторг вызвала у него декоративная матерчатая кукла в традиционном костюме, которую  журналист объявил «новой вехой в искусстве». Позднее подобные куклы стали появляться в Германии и Италии — там, где творческие натуры, чтобы заработать себе на жизнь, пробовали свои силы в изготовлении кукол и иных предметов декора. Однако именно куклы покорили сердца людей и поселились в них на целых два десятилетия.

Самых первых будуарных кукол часто одевали в театральные, исторические, национальные костюмы или одежды наложниц восточных гаремов. Головы и туловища ранних кукол сделаны довольно топорно, главное внимание уделено их нарядам. Точеные кукольные фигурки словно сошли с рекламных плакатов того времени: их создатели стремились к стилизации, а не к реалистичной правде жизни.

Однако именно самые первые, ранние куклы считаются профессиональными коллекционерами настоящими произведениями искусства, великим экспериментом, ставящим своей целью изучить вкусы и предпочтения общества. Пока одни дизайнеры оставались в рамках приличий и мастерили кукол, чей вид никоим образом не шокировал публику, другие шли наперекор правилам и создавали характеры, бросавшие вызов серой обыденности жизни. Так появились курящие куклы, куклы, танцующие до упаду, уличные задиры и хулиганки и так называемые «la garconne» – девушки с мальчишеской прической «гарсон», щеголявшие в мужской одежде. Кстати сказать, вид курящих кукол иной раз намекал, что курят-то они вовсе не табак.

Пока большинство европейский стран с трудом восстанавливались после разорительной войны, Америка, несмотря на «сухой закон», переживала необычайный подъем в экономике. Для богатых путешественников и любителей острых ощущений Европа стала этаким континентальным парком отдыха и развлечений для особо привилегированных лиц. Миллионеры, кинозвезды, богемная публика – все ринулись через Атлантику на поиски приключений, сексуальной свободы и легальной выпивки. Плененные будуарными куколками, юные американские кинозвезды возвращались в Соединенные Штаты с охапкой экзотичных игрушечных красавиц. Они часто фотографировались с этими куклами, возбуждая у поклонников желание приобрести такие же игрушки.

будуарная кукла Перетта

Растущий рынок художественной куклы не остался без внимания нью-йоркских фабрикантов, и в середине 1920-х годов американские производители решили наладить выпуск собственных тряпичных кукол. Европейская будуарная кукла трансформировалась в куклу, отвечающую эталонам красоты американского общества. Ее ожидала «американизация» – ей предстояло стать подобием популярных американских звезд немого кино. История повторялась: кукла, однажды признанная произведением искусства, вновь должна была превратиться в «ветреницу» и «сумасбродку», а затем и вовсе в элемент декора спальной комнаты. Метаморфоза заняла около пятнадцати лет, а потом, в 1940-х годах, о будуарной кукле попросту забыли. Потеряв в глазах общества обаяние и привлекательность, будуарная кукла, после Второй мировой войны, была выброшена на помойку или сентиментально уложена в пылящийся на чердаке чемодан. В 1970-х годах произошел небольшой всплеск интереса к будуарной кукле, но длился он недолго. Только в 1990-х годах опытные ценители и коллекционеры наконец разглядели в этих куклах икону потерянного поколения «века джаза».

Итак, остановитесь на мгновение и подумайте над историей этих необычных кукол. Они – уникальное зеркало, позволяющее нам заглянуть в XX век, в наше давным-давно позабытое прошлое. Настало время вспомнить о наших корнях и понять, что будуарные куклы не легкомысленная причуда и дань моде, но краеугольный камень, с которого началась целая эпоха.


[1]             Да, да, в двадцатые годы XX века многие модницы румянили не только щеки, но и коленные чашечки, специально чтобы привлечь внимание к этим частям тела. Моралисты того времени были шокированы до глубины души.

Вот такая интересная история от Патрисии. Скажем ей большое спасибо в комментариях. Возможно о ней, о ее коллекции будуарных кукол, я тоже как нибудь расскажу.

 

 

4 thoughts on “История антикварной будуарной куклы от коллекционера Патрисии Брилл.

  1. Спасибо большое Патрисии за увлекательное путешествие в прошлую жизнь будуарных кукол. И вам, Ирина, спасибо за возможность ознакомиться со статьей и за ссылочку на сайт Патрисии, где такое количество фото!!!!!!!

    • Галина, спасибо! Когда я смотрю на количество антикварных будуарных кукол, которые есть на сайте я признаться сама в «шоке». Сколько же их было и какие они все разные, такие красивые и экстравагантные. Некоторых я видела впервые. Поэтому для меня сайт Патрисии тоже был открытием)).

  2. Присоединяюсь к словам благодарности за ту информацию о будуарных куклах,которую Вы дарите нам.На фотографиях у некоторых кукол есть эффект плоского лица с искусной прорисовкой.,Скорее всего,это обман зрения..и все куклы с объёмным лицом.

    • Спасибо, Елена. Да, в основном все куклы с объемным лицом. Но, безусловно, у каких-то кукол объем сглаженный изначально (особенности формы), а у некоторых кукол объем утратился со временем. Неправильное хранение, влажность, сырость и другие факторы, которые не пощадили головы будуарных кукол.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *