Переделка будуарной куклы. Ремонт после реставрации.
Разбор головы. Часть третья.

К моменту, когда я увидела испорченную антикварную будуарную куклу живьем, я уже переболела и могла рассуждать без сильных эмоций. Смотрела на нее с состраданием и с печалью и никак не могла смириться с чувством безвозвратной потери. Если вы не совсем понимаете, о чем я рассказываю, посмотрите начало это печальной истории, начиная с первой и второй части.

антикварные будуарные куклы

Как всегда, сначала я сфотографировала будуарную куклу со всех сторон, а потом принялась изучать.

тело антикварной будуарной куклы

Руки и ноги, к счастью, остались без изменений с момента обнаружения куклы. С них только были удалены точки. Почему я уверена, что руки и ноги не были перекрашены? Объясню. Всегда обращайте пристальное внимание на мелочи. Возьмем две фотографии рук до и сейчас. Мы видим одни и те же отметины на пальцах. Это можно увидеть и на ногах. А если бы руки и ноги перекрашивались, то этих пятен бы не осталось.

руки будуарной куклы

Меня смущал цвет тела. Я была уверена, что его заменили. Но, на удивление, тело оказалось родным. Предполагаю, что его, возможно, выстирали с отбеливателем и поэтому теперь оно такого ярко персикого цвета. Крепление рук и ног было изменено. Конечности были набиты ватой и приклеены к телу на термоклей.

Оригинальная набивка тела будуарной куклы была выброшена и заменена на вату вперемешку с синтепоном. Кукла стала тяжелее, чем должна быть, из-за такой набивки. 

Теперь голова. Отделяю волосы с головы будуарной куклы. Пытаюсь отделить голову от тела и понимаю, что голова не только пришита, но еще и приклеена к телу на термоклей. А внутри текстильная голова будуарной куклы была «забетонирована». Подробное видео разбора головы будуарной куклы смотрите на моем канале.

разбор антикварной будуарной куклы неудачная реставрация антикварной будуарной куклы плохая реставрация куклы

Любители, владельцы будуарных кукол, реставраторы – запомните, голова антикварных будуарных кукол сделана из ткани, ее не нужно заливать гипсом изнутри! Она достаточно прочная, чтобы через сотню лет быть в идеальном состоянии. А чтобы голова держала форму, внутрь нее кладется мешочек с древесной шерстью. Это все! Не надо совать туда больше ничего! И никогда не красьте голову текстильной будуарной куклы! Это варварство, дилетантство и безответственность!

Сидела, смотрела на гору мусора, запчасти и мне хотелось рыдать от безысходности. От увиденного вдруг мелькнула мысль — а вдруг ничего не получится?

реставрация будуарных кукол

Но, как говорится, глаза боятся, мысли пугают, а руки делают.

Первой мыслью было избавиться от блеска акрила. Пробую спирт. Эффекта нет. Ацетон? Что за бред подумала я. Ну ладно, попробую. И вот черт (!), краска остается на ватном диске. Что же это за краска такая? Через некоторое время моих усилий, я увидела розовую щеку и частично сохранившуюся роспись. Моей радости не было предела. Как будто увидела ту самую куклу!

испорченная голова будуарной куклы

В комментариях на моей странице «ВКонтекте» было много предположений, что эта кукла подделка. Так вот именно то, что под краской мы видим оригинальную роспись и еле заметный шрам на брови, говорит нам о том, что это одна и та же кукла с фото до и после. А геометрия лица кажется другой именно из-за того, что ее залили гипсом изнутри.

реставрация головы будуарной куклы

В итоге литр ацетона, две пачки ватных дисков, сутки времени и вот что мы имеем. Это была настоящая победа. Вам так не кажется?))) Я вас понимаю!

ремонт антикварной будуарной куклы

Что еще? Очистила гипс изнутри, аккуратно, шаг за шагом, все что смогла. После снятия краски и гипса маска стала мягче и это здорово, форму лица теперь можно было хоть немного поправить. А вот гипс из лицевой части удалить не получится. Соответственно черты лица застыли и теперь уже какие есть.

А теперь внимание! Никогда не повторяйте все то, о чем я написала выше! Такие агрессивные средства и меры недопустимы в реставрации антикварных будуарных кукол! Это убьет Вашу куклу безвозвратно!

А показала я все это лишь с одной целью, чтобы было понятно, какой это ужас, и чтобы ни у кого не возникало желания никогда красить голову текстильной будуарной куклы.

Все, что происходило дальше показывать не буду. Чтобы некоторым не показалось, что все быстро, легко и просто. Только искренняя любовь к будуарным куклам, безысходность в сложившейся ситуации, и опыт в реставрации будуарных кукол помогли мне сделать то, что получилось.

Долгожданное фото нового лица будуарной куклы.

будуарная куклы после переделки

Кукла покрыта двумя слоями шелкового шифона. Тени и румяна нанесены аэрографом. Затем вставлены ресницы и глаза. Ах да, совсем забыла про глаза. Остались ли родными глаза или их заменили, я не знаю.

стеклянные глаза

В моей практике такой куклы не было. Но склоняюсь к тому, что глаза все таки родные. Почему? Из-за разных зрачков. Многие говорили, что цвет глаз не тот. Но я бы не стала утверждать. Фото до не очень хорошего качества, плюс ресницы дают тень, плюс глаза могли быть просто грязными. Когда их отмыли, то получилось так. Но повторюсь, не знаю!

Ну и я не могла себе отказать в удовольствии поскорее примерить ей волосы и предложить красивый синий бархат.

красивая будуарная кукла после реставрации

И мне кажется, что она больше не грустная и что теперь ей хочется поскорее выйти в свет, даже не смотря на то, что на голове пока еще лысина, а выпотрошенное тело с руками и ногами лежит на другом столе.

Ну и впервые в моей практике я показываю фотографию до, после и после после.

реставрация будуарной куклы было стало до и после

Пока я не буду делать выводы и подводить итоги. Еще нужно собрать тело и постараться воспроизвести ее шикарную прическу. А волос еще пока нет.

Для тех, кто в начале истории задавал вопрос о том, есть ли возможность что-то с этим сделать и как-то исправить, надеюсь, вы получили ответ.

Еще важный момент. Тот результат, которого мне удалось достичь – это не реставрация. Это авторская интерпретация на основании опыта и того, с чем можно было работать, учитывая состояние, в котором кукла попала ко мне.

У этой антикварной будуарной куклы изначально не было верхнего слоя из шифона, но мне пришлось его наложить. Иначе никакими другими способами пятна от краски и бугристую поверхность прикрыть не представлялось возможным.

Надеюсь, этот опыт никогда и никому не пригодится. И что никто и никогда не воспользуется им от безысходности.

Если у Вас есть, что сказать, пишите в комментариях. Я с удовольствием выслушаю объективную критику. Возможно, у кого-то есть другие идеи, как еще можно было исправить ситуацию.

Берегите своих антикварных будуарных кукол! Их осталось очень мало!

Часть первая >>>

Часть вторая >>>

Часть четвертая >>>

 

 

16 thoughts on “Переделка будуарной куклы. Ремонт после реставрации.
Разбор головы. Часть третья.

  1. Уже давно в продаже имеются растворители для акрила. Им работать проще, и сэкономили бы время и ацетон)
    А почему не получается очистить гипс с лицевой части?

  2. Инна, спасибо, что нашли время оставить комментарий. Вы задаете хороший и правильный вопрос про гипс.

    Что касается растворителя для акрила, думаю, он тоже справился бы с краской хорошо, но так как его у меня не было, а ацетон был, я снимала краску именно ацетоном. И сложности не в том, чем снимать краску, а в том, чтобы вычистить ее из «пор» ткани. В моей практике не было такого случая ранее. С акрилом работать мне не приходится. Когда кукла только попала ко мне, я размышляла и перебирала разные варианты, что делать. Сначала думала, что избавлюсь от блеска акрила и просто поправлю роспись. Но после того, как стало понятно, что краску получится снять, я ее сняла.

    Теперь про гипс. Гипсом была залита вся лицевая часть изнутри. В момент соприкосновения гипса/воды с тканью, ткань моментально идет пузырями и волнами. Не имея формы, все эти неровности убрать впоследствии невозможно. Технически «отодрать» гипс от ткани возможно. Но именно «отодрать». Как видно на фото, гипс отрывается вместе с частью слоя марли.

    грудная пластина будуарной куклы

    А это уже проблема. Сейчас ровность лицевой части мы имеем только благодаря гипсу. Стоит его убрать, повредив слои мы получим бугристое «целлюлитное» лицо, как с боков на щеках. Вот именно по этой причине гипс из лицевой части я убирать не стала. Риск сделать еще хуже был слишком велик.

  3. Спасибо за такое развёрнутое объяснение. Теперь все понятно.
    Результат отличный получился. Вы сделали все возможное, чтобы вернуть куклу к жизни.

  4. Инна, спасибо Вам за умение задавать правильные вопросы! Именно в таком конструктивном диалоге рождается много интересного, что можно взять на вооружение.

  5. Вы правы)
    Но вопросы вполне естественные. Меня лично очень интересует техническая сторона работы.
    Я вообще впервые вижу, чтобы красили ткань акрилом. Нет, на мебели красят, а вот на куклах не встречала)
    В сферу моих интересов входят не будуарные куклы в частности, а куклы в целом. Может потому не встречалось мне такое.
    По поводу человека, который провел такие действия с куклой, могу сказать только, что это от незнания, неопытности.И, даже если делаешь такие смелые действия, я считаю, что все равно это должно быть аккуратно. Перекрашенная и переделанная кукла могла быть красивой(я не беру в расчёт сейчас в своих мыслях её антикварность и ценность) но тут работа крайне неаккуратная, небрежная, не профессиональная.
    Но случай необычайно интересен со многих сторон.
    В любом случае это опыт. Даже такой он имеет место быть.
    Я сама попортила немало кукол(не таких, конечно, ценных))), в процессе приобретения этого самого опыта, да и сейчас, признаться, ещё могу испортить. И, сколько кукол прошло через мои руки, понимаю, что ещё учиться и учиться,что я ещё и половины не знаю, чтобы считаться профессионалом, и тем более, брать за работу деньги.
    Да, кстати, гипс растворяет лимонная кислота.

  6. Много антикварных текстильных кукол были крашенными, но не акрилом, конечно, и это совершенно другая технология. То, о чем Вы пишете, про незнание и неопытность, Вы совершенно правы. Не думаю, что человек сознательно хотел испортить куклу. Просто сначала не подумал, а потом было поздно, потому что запущенные процессы, в данном случае, уже было не остановить.

    По поводу небрежности, это отдельный разговор. Не важно, ценной является кукла, или она стоит 3 рубля, совать в нее грязные салфетки, бумажки и все подряд — считаю отвратительным и недопустимым. Я бы не хотела получить назад свою куклу с таким сюрпризом внутри, да еще и заплатить за это. Тогда на что был расчет? Что все равно никто не узнает, что там внутри? Этого мне не понять.

    По поводу опыта совершенно с Вами согласна. Считаю, что проблема не в том, чтобы не портить, а проблема в том, чтобы испортить и не вынести никакого опыта из этого. А как иначе его получить, если не испортить несколько раз? Все начинающие мастера это делали и через это проходили. Но! Порти свои куклы и теряй свои деньги! Зачем же заставлять в этом участвовать других людей? Не честно!

    Что касается меня, то из этой истории я вынесла огромнейший опыт. Я всегда утверждала, что нельзя заменить кукле истлевший верхний шифоновый слой. Но, как показала эта история, можно. Но я все равно утверждаю, что нельзя! Потому что если бы не гипс внутри лицевой части, все пошло бы буграми и поверьте, это было бы еще хуже, чем просто крашенная кукла.

  7. Как интересно-оказывается, ещё и внутренности куклы были с сюрпризом)
    То, что ткань на куклах красили, я, конечно, знаю. Я работаю сейчас в музее, и тут много таких кукол. Я вела речь именно о перекраске акрилом. Я не знала, что некоторые так радикально «реставрируют»)
    И вопрос-теоретически (или практически) возможно исправить бугры? Такой опыт был у Вас?

  8. Перекраска акрилом напоминает мне технику «грунтованный текстиль». Но там, все же, ткань остается более менее мягкой.
    А тут получилось больше похоже на папье-маше. Кукла стала напоминать мне, по фактуре лица, американскую будуарную куклу из прессопилок.

    будуарная кукла из прессопилок

    И перекраска тоже бывает разная. Одно дело кисточкой жесткой покрасить, как забор, другое дело деликатно, еле заметно, аэрографом. Знаю тех, кто так делает. Но разницы нет, положена краска как на заборе или тонко и деликатно. Краски на лице текстильных будуарных кукол быть не должно! Точка!

    Конечно, если кому то хочется свою куклу перекрасить, переделать, оживить или улучшить, то я не могу запретить им это сделать. И мой сайт не про то, чтобы говорить красиво это или не красиво, тут, как говорится, дело вкуса. Но есть те, кому важно сохранить оригинальность. Вот именно для таких я и рассказываю как выглядит антикварная будуарная кукла и чего делать с ней нельзя.

    А бугры исправить, не имея формы, не возможно, к большому сожалению. Ткань от влажности пузырится, потом высыхает и снова уменьшается в объеме, но бугристость остается. И это выглядит очень неэстетично. Без особых следов можно поправить шею. Я рассказывала как это сделать вот здесь.

  9. О, спасибо!
    Почитала.
    Отлично получилось!

  10. Инна, спасибо Вам за интересный содержательный диалог, который отлично дополнил эту историю!

  11. А можно узнать, что стало с родными волосами куклы? Там вроде бы парик был в не самом плохом состоянии

  12. Кристина, волосы выбросил мастер, который ремонтировал куклу, посчитав их непригодными. Увы!

  13. Ирина, Ваша история впечатлила! Спасибо!

  14. Наташа, спасибо кукле, что выдержала все это!

  15. Доброго времени суток.
    Перечитываю эту историю второй раз. Кажется она меня ооочень впечатлила.
    Реставраторы мне всегда казались немного странными людьми. Ну, знаете, взять ветхую книгу, например, искать к ней такую же старую бумагу. Почему вы нормально не отмоете страницы!? — думала я.
    А с другой стороны, не придёте же вы в Лувр с претензией, почему мясо на мумии старовато, вот в соседнем супермаркете…
    Короче говоря, я веду к тому что историческая вещь должна все же обладать историей. Это уже скорее музейный экспонат, а не игрушка или книжка. И отношение к ней должно быть соответствующее. Есть масса современных кукол которых можно дать потискать ребенку. И не надо пытаться осовременить старую вещь. Все равно получится плохо — внешне современная вещь, но обладающая массой недостатков музейного экспоната. Тот же запах или изношенность.
    Спасибо вам за эту историю, заставляет задуматься и возможно предостережет начинающих мастеров и коллекционеров от необдуманных решений.

  16. Здравствуйте, Марина! Большое спасибо за такой развернутый и такой наполненный смыслом комментарий! Поздравляю, вы перешли на новый уровень отношения к старым вещам. Через этап, который Вы описываете проходят все начинающие собиратели и коллекционеры. Именно поэтому вокруг можно увидеть столько испорченных красивых вещей. Надеюсь Ваш комментарий заставит некоторых начинающих задуматься и возможно избежать ошибок в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *